Каждый родитель понимает, что физическая активность – одна из важнейших составляющих гармоничного развития ребенка. Но как сделать так, чтобы занятия были максимально полезными? Сегодня мы поделимся с вами комплексом упражнений для профилактики и лечения такой распространенной проблемы, как детское плоскостопие. Программа разработана специалистами WALLBARZ по детскому фитнесу совместно с врачами-ортопедами и врачами ЛФК.
Одни из самых эффективных упражнений мы будем выполнять на шведской стенке. Но для начала давайте узнаем мнение доктора Комаровского о пользе занятий на шведской стенке в профилактике плоскостопия.
Итак,
Плоскостопие: что это такое и чем оно грозит?
Плоскостопие (pes planus) – это паталогическое изменение формы стопы, заключающееся в уплощении ее продольного и поперечного сводов, а также опущении свода большого пальца.
Плоскостопие может быть вызвано следующими причинами или их комбинацией:
- Врожденное заболевание.
- Недостаточная физическая нагрузка или малоподвижный образ жизни.
- Избыточная физическая активность – длительное стояние и/или ходьба.
- Лишний вес тела.
- Неправильно подобранная обувь.
- Травмы и заболевания.
Поскольку стопа выполняет важнейшие функции опоры и амортизации, любые отклонения от нормы в ее строении негативно отражаются на деятельности всего организма в целом.
Картинка выше демонстрирует нам, как деформация стопы вызывает цепную реакцию и влечет патологические изменения во всем скелете человека, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на деятельность внутренних органов.
Не более 10 % случаев плоскостопия в мире являются врожденными. У 90 % людей, страдающих этим заболеванием, его можно было бы предотвратить или облегчить, используя своевременную диагностику, профилактические упражнения и лечение.
Узнать, есть ли у вас или вашего ребенка плоскостопие, можно довольно легко в домашних условиях – намажьте ступни жирным кремом или акварельными красками, либо просто смочите их водой и встаньте на чистый и сухой лист бумаги. Сравните получившиеся отпечатки с картинкой ниже.
Важно понимать, что профилактика плоскостопия у детей так же важна, как и ее лечение.
Мы уже говорили, что часть упражнений для профилактики и лечения плоскостопия мы будем выполнять на шведской стенке, однако сперва снова обратимся к мнению доктора Комаровского о том, с какого возраста можно начинать упражнения на данном снаряде.
Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия от WALLBARZ
Прежде, чем перейти непосредственно к упражнениям, познакомимся с важными принципами построения занятий.
- Все упражнения выполняются под постоянным контролем родителя.
- Упражнения выполняются в комфортной свободной одежде. Босиком или в тонких носках.
- Упражнения для профилактики и лечения плоскостопия необходимо чередовать с упражнениями для общего физического развития.
- Все занятия для детей младше 5 лет рекомендуется выполнять в игровой форме.
- Необходимо учитывать возрастные особенности:
- Дети 2-3 лет. В этом возрасте малыши очень импульсивны: они с легкостью возбуждаются и столь же быстро утомляются. Поэтому продолжительность занятий не должна составлять более 3-5 минут. За этот время нужно проделать комплекс из 4-5 упражнений. Каждое из них достаточно повторить по 4-6 раз. Родителям рекомендуется не просто показать, как выполняется то или иное упражнение, но и проделать каждое из них вместе с ребенком.
- Дети 3-4 лет. Основываясь на самочувствии ребенка, увеличьте частоту, продолжительность и время занятий. Но помните, что в этом возрасте у малышей сравнительно короткие ноги и достаточно слабо развитая мускулатура, при этом вес головы и туловища значительны. Кроме того, гибкость стоп пока недостаточна, что сказывается на четкости движений и делает затруднительным сохранение равновесия в вертикальном положении и при движении вперед.
- Дети 5-7 лет и старше. В этом возрасте занятия рекомендуется проводить несколько раз в день, в строго определенное время. Выполнять физические упражнения лучше всего в виде кратковременных имитационных движений и игр, объединенных в комплексы из 6-8-10 упражнений.
Переходим к упражнениям!
Условные обозначения:
И.П. – исходное положение
ДСК – домашний спортивный комплекс (шведская стенка)
Упражнения без специального спортивного оборудования
Это простейшие комплексы упражнений, которые можно выполнять в домашних условиях, если у вас дома нет шведской стенки или вы пока не планируете ее покупать.
Комплекс | Возраст | Эффект |
Упражнение 1: И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного раздвинуты. Сжимаем и разжимаем пальцы ног. Упражнение 2: И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного раздвинуты. Приподнимаем ноги, вращаем ступнями по часовой стрелке, против часовой стрелки. Упражнение 3: И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ногами обхватываем футбольный мяч. Поднимаем ноги на 45 градусов и опускаем обратно (выполняем 4-6 повторов). Упражнение 4: И.П. – лежа на полу на животе. Правую ногу отрываем от пола, стараясь немного приподнять корпус. Чередуем ноги. Упражнение 5: И.П. – сидя, руки на коленях, стопы развернуты друг к другу. Перекатом ставим стопы на внутреннее ребро, одновременно приподнимая внешнее. Упражнение 6: И.П. – сидя, руки на коленях, стопы смотрят прямо, кулак правой руки зажат между коленями. Перекатом ставим стопы на внешнее ребро, одновременно приподнимая внутреннее. Упражнение 7: И.П. – сидя, руки на коленях, стопы смотрят прямо. Передняя часть стопы фиксируется каким-либо ремнем или жгутом, привязанным к опоре впереди. Усилием стопы тянем жгут на себя, пятка остается на полу. Упражнение 8-10: И.П. – стоя:
|
2-4 года |
|
Упражнение 1 (то же самое, что и в комплексе для детей 2-4 лет, но с большим количеством повторов): И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного раздвинуты. Сжимаем и разжимаем пальцы ног. Упражнение 2 (то же самое, что и в комплексе для детей 2-4 лет, но с большим количеством повторов): И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, ноги немного раздвинуты. Приподнимаем ноги, вращаем ступнями по часовой стрелке, против часовой стрелки. Упражнение 3: И.П. – лежа на полу на спине. Руки вытянуты вдоль туловища, стопой одной ноги охватываем голень другой и выполняем скользящие движения вверх-вниз (выполняем 8-10 повторов каждой ногой). Упражнение 4: И.П. – лежа на полу на спине, ноги полусогнуты в коленях, стопы стоят на полу. Разворачиваем ступни на внешнее ребро и выполняем сгибание-разгибание пальцев (по 10-15 повторов). Упражнение 5: И.П. – сидя, руки на коленях, стопы смотрят прямо. Пальцами выполняем движение, имитирующее ползание. Сначала вперед, потом назад (по 10-15 повторов). Упражнение 6: И.П. – стоя. Выполняем по 30-40 шагов сначала на внешней, потом на внутренней стороне стопы. Упражнение 7: И.П. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки на талии. Становимся на внешнее ребро стопы, одновременно загибая пальцы внутрь (по 10-15 повторов). Упражнение 8: И.П. – стоя, пятки вместе, носки врозь, руки вытянуты вдоль туловища. Выполняет приседания на носках с одновременным подниманием рук вперед, в стороны, вверх (по 10-15 повторов). Упражнение 9: И.П. – стоя, стопы развернуты вперед. Выполняем по 30-50 шагов, каждый раз приподнимаясь на пальцах. |
От 5 лет и старше |
|
Как видите, это несложные комплексы, которые легко выполнить дома. Но, если вы хотите разнообразить занятия, сделать их более интересными и более эффективными, обратите внимание на следующую подборку.
Упражнения на шведской стенке
Упражнение | Эффект |
«Массаж» И. П. – ребенок стоит на первой ступени шведской стенки. Ребенок переминается с ноги на ногу, переступает влево и вправо. |
|
«Вверх-вниз» И. П. – ребенок стоит на полу лицом к шведской стенке, обе руки на ступени, на уровне лица. Ребенок зашагивает одной ногой на первую ступень ДСК и опускается вниз. Смена ног. |
|
«Маленькая обезьянка» Ребенок свободно лазает по ДСК. Родитель должен страховать, а также предлагать и поощрять новые движения. |
|
«Высокий шаг» И.П. – спина прямая, встаем боком к ДСК, размещаем одну руку на ступеньку шведской стенки для опоры и удержания равновесия. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра. |
|
«Салочки» И.П. – встаем лицом к ДСК на расстоянии вытянутой руки. Ребенок касается первой, второй или третьей снизу перекладины поочередно каждой стопой, как бы мягко пиная их. То же самое спиной к ДСК. |
|
«Крепкий пресс» И.П. – поворачиваемся спиной и прижимаемся к ДСК, ноги ставим на нижнюю ступень. Обхватываем вытянутыми руками перекладину над головой.
|
|
«Рукоход, ногоход» И.П. – поворачиваемся лицом к ДСК, ноги ставим на нижнюю ступень. Обхватываем руками перекладину, находящуюся на уровне плеч. Руки спускаем вниз по ступеням к ногам и поднимаем обратно вверх. То же ногами. |
|
«Произвольные махи» И.П. – встаем боком к ДСК, одну ногу ставим на нижнюю ступень. Рукой обхватываем одной перекладину, находящуюся на уровне груди. Другие рука и нога свободно расположены вдоль тела. Ребенок выполняет одновременные или поочередные махи руками ногами в сторону. Смена сторон. |
|
«Прогиб вперед, прогиб назад» И.П. – поворачиваемся спиной и прижимаемся к ДСК, ноги располагаем на нижней ступени. Обхватываем прямыми руками перекладину над головой. Выполняем прогиб вперед. То же самое лицом к ДСК. |
|
«Строим мост» И.П. – поворачиваемся спиной к ДСК и делаем один шаг вперед. Ноги стоят на полу. Ребенок прогибается назад, захватывая перекладины ДСК ниже и ниже. |
|
«Свободный вис» И.П. – поворачиваемся спиной и прижимаемся к ДСК, ноги располагаем на нижней ступени. Обхватываем прямыми руками перекладину над головой. Ребенок подтягивает бедра к животу и зависает. То же самое с прямым телом. |
|
«Долгий вис» И.П. – вис на турнике. Ребенок висит на турнике 5-10 секунд с подстраховкой родителя. То же самое с раскачиванием в стороны. |
|
«Вверх-вниз» И.П. – встаем лицом к ДСК, ноги на полу. Руки располагаем на перекладине на уровне груди. Ребенок быстро поднимается на первую/вторую/третью перекладину и спускается. |
|
«Бег на месте» И.П. – встаем боком к ДСК, одна рука располагается на перекладине для опоры и равновесия. Бег на месте. Можно выполнять с высоким подниманием бедра или захлестом голени назад. |
|
«Руки вверх» И.П. – встаем лицом к ДСК. Ребенок поочередно касается обеими ладонями каждой ступени ДСК, которые может достать, начиная с нижней. |
|
«Почти балерина» И.П. – встаем лицом к ДСК, руки держим на перекладине для опоры и равновесия. Глубокое приседание и плавное вставание. |
|
«Лягушонок» И.П. – встаем лицом к ДСК, руки держим на перекладине для опоры и равновесия. Ребенок выполняет прыжки из полного приседа и полуприседа. |
|
«Лягушечка» И.П. – встаем боком к ДСК, одна рука располагается на перекладине. Полуприсед. Упругие прыжки не разгибая ног. Можно выполнять вперед-назад. |
|
«Прыжки вверх» И.П. – встаем лицом к ДСК. Прыжок вверх с касанием перекладины выше головы обеими руками. |
|
«Мячик» И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Ребенок скачет на упругих ногах, хаотично меняя точку приземления. |
|
«Скок-перескок» И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Ребенок скачет с ноги на ногу и на одной ноге. |
|
«Прыжки с разворотом» И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Скачки на упругих ногах, разворачивая тело влево-вправо. |
|
«Усложненный прыжок» И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Одну ногу ставим на первую ступеньку. Вторую оставляем на полу. Выпрыгивания вверх с приземлением на пол на обе ноги. Смена ног на ступеньке. |
|
«Разножка» И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Одну ногу ставим на первую ступеньку. Вторую оставляем на полу. Прыжком смена ног. |
|
«Врозь-вместе» И.П. – встаем лицом к ДСК, руки располагаем на перекладине для опоры и равновесия. Одну ногу ставим на первую ступеньку. Вторую оставляем на полу. Прыжком ноги в стороны, прыжком ноги вместе. |
|
«Перепрыжка» И.П. – встаем боком к ДСК, одна руку кладем на перекладину для опоры и равновесия. Ноги расставлены вперед-назад. Прыжком смена ног. |
|
«Лазанье по шведской стенке» 1. Ребенок поднимается и опускается по ДСК. 2. Ребенок лазает по ДСК с перекрестной координацией рук и ног. |
|
«Хитрые подтягивания» И.П. – встаем лицом к ДСК. Ноги на нижней перекладине, согнутые руки располагаем на перекладине на уровне плеч. Приседание в глубокий присед, вставание, подтягивая себя руками. |
|
«Перекруты» И.П. – встаем лицом к ДСК. Ноги на нижней перекладине, согнутые руки располагаем на перекладине на уровне плеч. Ребенок опускается в угол, отводя таз назад от шведской стенки, и вращается в исходное положение. |
|
«Подтягивание ногами» И.П. – лежим на мате на спине, согнутые ноги располагаются на первой/второй перекладине ДСК. Подъем таза вверх. То же одной ногой. |
|
«Отжимания» И.П. – встаем лицом к ДСК, прямое туловище располагаем под углом к ДСК. Руки опираются на перекладину. Ребенок выполняет отжимания. |
|
«Лодочка плыви» И.П. – ложимся на мат, развернувшись головой к ДСК. Обхватываем прямыми руками нижнюю перекладину. Ребенок подтягивает себя по полу к ДСК и отталкивается обратно. Родитель может помогать, держа ребенка за голени. |
|
«Полный отрыв» И.П. – ложимся на мат, развернувшись головой к ДСК. Обхватываем прямыми руками нижнюю перекладину. Ребенок поднимает прямые и согнутые ноги и касается стопами перекладины ДСК. |
|
«Наклон на одной ноге» И.П. – встаем боком к ДСК на полу. Прямая нога лежит на ступени на уровне таза. Наклон вниз, касание обеими ладонями пола – выпрямление. |
|
Упражнения на кольцах
Упражнение | Эффект |
«Идем-бежим» И.П. – ребенок почти висит на кольцах, стоя на цыпочках на полу. Ходьба с высоким подниманием бедра. Бег с высоким подниманием бедра. |
|
«Маятник» И.П. – вис на кольцах. Ребенок висит на кольцах, раскачивается из стороны в сторону. |
|
«Кручу, верчу, запутать хочу» И.П. – ребенок почти висит на одном кольце и ногами закручивает себя в одну сторону, потом повисает (или опять помогает ногами) и раскручивается в другую сторону. |
|
«Воздушный бег» И.П. – ребенок висит на кольцах и имитирует бег ногами. |
|
«Ножницы» И.П. – ребенок висит на кольцах и сводит-разводит ноги. |
|
«Подкачка» И.П. – ребенок висит на кольцах и поднимает согнутые или прямые ноги к животу. |
|
«Воздушная лестница» И.П. – ребенок висит на кольцах и поднимается-опускается по перекладинам ДСК ногами. |
|
«Раз прыжок, два прыжок» И.П. – ребенок почти висит на кольцах на согнутых упругих руках и прыгает, приземляясь в разные места. |
|
«Подтягивания на кольцах» И.П. – ребенок висит на кольцах и подтягивается с помощью родителя. |
|
«Сяду-встану» И.П. – ребенок висит на кольцах, ноги на перекладине на уровне груди. Сгибание и разгибание ног. |
|
Упражнения на канате
Упражнение | Эффект |
«Стойкий солдатик» И.П. – ложимся на пол, держимся за канат. Ребенок как можно быстрее поднимается в положение стоя при помощи каната. |
|
«Тарзан» И.П. – ребенок прыгает вверх на канат и повисает. |
|
«Тарзан качается» И.П. – ребенок раскачивается, вися на канате. |
|
«Вверх по канату» И.П. – ребенок поднимается по канату с помощью родителя. |
|
Мы очень надеемся, что данная статья оказалась полезной для вас, и будем рады, если вы поделитесь ею со своими друзьями и знакомыми, для которых эта информация тоже окажется важной.
Чтобы сделать блог компании WALLBARZ более интересным, нам очень важно получать от вас обратную связь. Поэтому любые ваши вопросы, пожелания и предложения по темам этого и будущих наших материалов отправляйте на почту info@wallbarz.ru. Следите за обновлениями нашего блога, и вы узнаете:
- Как бороться с нарушениями осанки у детей и взрослых.
- Почему шведская стенка может стать лучшим тренажером для людей пожилого возраста.
- Как разнообразить двигательную активность вашего ребенка.
И многое другое. Оставайтесь с нами, будет интересно!